ВМО МО Чкаловское

Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Чкаловское

Полезная информация

24 марта 2025




 

О важности заботы о здоровье приёмного ребёнка и семьи в целом. Право ребёнка на медицинскую помощь

Беспокойство о здоровье будущего приемного ребенка привычно для кандидатов в приемные родители. Ведь все понимают, что принятие ответственности за ребенка (тем более с ограниченными возможностями здоровья или ребенка-инвалида) требует от законных представителей особых ресурсов и сил.

Знакомясь с ребенком в детском сиротском учреждении и получая, как правило, подробную (всю известную и проверенную на данный момент) информацию о здоровье и развитии ребенка от специалистов, кандидаты нередко испытывают сомнения в достоверности этой информации – им хочется убедиться, правильно ли поставлены диагнозы, хочется верить, что условия их семьи со временем смогут существенно изменить к лучшему состояние ребенка. И это действительно происходит так, но при условии постоянного пристального внимания законного представителя не только к физическому, но и к психическому здоровью ребенка, а также создания вокруг безопасной для него, способствующей восстановлению и развитию среды.

Приемные родители, размышляя о будущем своего ребёнка, думают о его образовании и выборе лучшей школы, волнуются об оценках и успешности. При этом вопросы здоровья ребёнка – как физического, так и психического – как будто уходят на второй план. Предполагается, что это само собой разумеется – конечно, заботливый родитель печётся о здоровье ребёнка. Как же иначе? Однако даже при выборе образовательного маршрута для ребенка приемные родители нередко руководствуются не актуальными способностями и возможностями ребенка, а престижем школы или интересными и «полезными» кружками и секциями, или их территориальной доступностью. При этом, как показывает практика, законные представители готовы пренебрегать даже рекомендациями специалистов – рекомендациями территориальных медико-психолого-педагогических комиссий (ТМПК) о выборе того или иного образовательного маршрута. К сожалению, в обществе до сих пор укоренена стигма учебы в коррекционных классах или школах как образования для изгоев, в то время как реалии XXI века требуют и позволяют учитывать и создавать для каждого ребенка индивидуальные условия для развития и образования.

Сталкиваясь с многочисленными случаями возврата детей из приёмных семей, специалисты не могут не отмечать, что основой конфликта, началом накапливания родительской усталости и в один момент «последней каплей» как раз и является длительная «нечуткость» приёмного родителя к особенностями поведения ребёнка, к проявлениям той травматизации, которую ребёнок приносит в приёмную семью из своей прошлой жизни.

Степень этой травмы очень разная: у кого-то из детей за плечами пренебрежение их базовыми потребностями (в еде, сне, безопасности), у кого-то – физическое и психологическое насилие, жестокое обращение. Во всех этих случаях внешняя травма (ушибы, порезы, истощение и т.п.) восполняются внимательным уходом уже в детском учреждении. В то время как травмы душевные могут быть сразу незаметны и дают о себе знать спустя годы.

Таким образом, своевременно оказанная ребёнку медицинская (в том числе психологическая) помощь служит гарантией успешности всего процесса как адаптации ребёнка в новой семье, так и его полноценного развития и благополучия в дальнейшем.

В чем заключаются права ребёнка на медицинскую помощь?

Статья 41 Конституции РФ гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Разумеется, приёмный родитель и не обязан иметь медицинское образование: для получения объективного обследования и организации лечения ребёнка родители обращаются к специалистам.

Как первичное обследование здоровья ребёнка при принятии его в семью, так и ежегодные диспансерные обследования – это возможность получать объективную оценку текущего состояния ребёнка, возможность выстроить план действий по его лечению и корректировать этот план с течением времени.

Однако даже имея на руках рекомендации врача (назначенные лекарства, индивидуальные или групповые консультации, диспансерное наблюдение и другое), законные представители нередко сталкиваются со сложностями:

  • в понимании и принятии (неожиданного, сложного и порой пугающего) диагноза ребенка. Следствие – отказ давать ребёнку «серьёзные» лекарства или неготовность возить ребенка регулярно на консультации к специалистам;
  • в нежелании самого ребёнка принимать рекомендованные лекарства и/или посещать занятия психолога или психотерапевта.

Обе эти проблемы требуют отдельного рассмотрения и честного разговора со специалистом.

Действительно, всем хочется верить, что их ребёнок абсолютно (или достаточно) здоров и готов наслаждаться новой благополучной жизнью, предложенной в приемной семьей. И то, что «старые» душевные раны вдруг дают о себе знать, – пугающая реальность. Реальность, о которой важно поговорить и со специалистом-психологом: ведь крушение собственных иллюзий и надежд о жизни с ребёнком, волнение от непонимания поведения ребёнка, порой и незнание особенностей развития детей – всё это может дополнительно усложнять жизнь родителей, создавать фон беспокойства и накапливать раздражение и усталость. Помогающий специалист поддержит, ободрит, напомнит забытую со школы приёмных родителей информацию, в случае необходимости проведёт диагностику состояния ребёнка и даст рекомендации по взаимодействию с ним или перенаправит к другим специалистам.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отдельно отмечает (п. 4 ст. 20), что при отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа. Таким образом, законный представитель должен быть дополнительно проконсультирован и поставлен в известность специалистом о последствиях непринятия ребёнком назначенного лечения.

Важным является и спокойный разговор с самим ребёнком – как приёмного родителя, так и врача: разговор о важности заботы о своём здоровье, о своём теле, о действии лекарств и последствии их отмены или нерегулярного принятия. В таком разговоре начинают формироваться в ещё маленьком ребенке нормальное отношение к заботе о себе, о своём теле, учим прислушиваться к своему состоянию, а значит, в целом лучше себя понимать и контролировать. Такой контакт с ребёнком, спокойное обсуждение его состояния позволят в дальнейшем реагировать на нежелание ребёнка следовать рекомендациям врача не криком, насилием и обманом, а диалогом о необходимости скорректировать лечение, повторно обратиться к врачу за помощью.

Стоит вспомнить, что закон (п. 2 ст. 54 закона № 323-ФЗ) уже с 15 лет (в исключительных случаях – с 16 лет) возлагает уже на самого ребёнка ответственность за принятие важных решений, касающихся его здоровья. И к этому моменту наступления персональной ответственности ребёнка надо стараться готовить.

Немаловажной также является проблема непонимания многими приемными родителями того, что нет «универсальной таблетки», нет простого инструмента для смягчения трудного поведенческого проявления прошлой травмы ребёнка. Назначенная лекарственная терапия в большинстве случаев должна поддерживаться психотерапевтической или регулярной психологической помощью ребёнку.

При этом не второстепенной, а принципиально важной является обязательная регулярная психологическая поддержка и самого приёмного родителя. Ведь понимание страданий маленького человека и его тяжелое поведение не могут не ранить родителей, а причиняя боль, они лишают жизненных сил, мешают действовать адекватно ситуации.

Организованная для ребёнка и семьи комплексная (медицинская и психологическая) забота даёт на практике стабильный положительный результат – нормализацию состояния как ребёнка, так и родителя, создание тёплого, здорового климата в семье.

Именно для такой поддержки организованы многочисленные службы ранней помощи (для семей с детьми до 3-х лет – еще не посещающими детский сад), нацеленные на помощь и биологическим родителям, испытывающим те или иные трудности после появления ребенка в семье. Такими службами помощи и профилактики являются школы приемных родителей и службы по сопровождению приемных семей, специалисты которых готовы выслушать приемных родителей, поддержать в минуту сомнений и родительской неуверенности, повысить родительские компетенции.

Значительной для приемной семьи является роль и специалистов органов опеки и попечительства, которые, контролируя выполнение опекунами своих обязанностей, могут разъяснить, поддержать, направить к специалистам или – в критических случаях – напомнить о наилучших интересах самого ребенка, которыми и должны руководствоваться приемные родители, организуя жизнь в своей семье. Так, право на отказ от следования рекомендациям специалистов ТМПК в случае многолетней успешной приемной семьи может быть обосновано: действительно, опытные родители видят индивидуальные особенности ребенка и, гибко под них подстраиваясь, всю ответственность за образование ребенка даже в не рекомендуемом ему учреждении (с более тяжелой для него программой) берут на себя. Однако «молодая» приемная семья, делая в родительстве первые шаги, не гарантирована от фатальных ошибок: возлагая на ребенка бОльшую, чем он может выдержать, нагрузку в учебе, родители подрывают его хрупкое психологическое здоровье, что не может не сказаться на поведении ребенка как в школе, так и дома и на климате в семье в целом.

Продолжить этот непростой разговор о правах ребенка и семьи, о повышении родительских компетенций можно в СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям», специалисты которого, имеющие многолетний опыт поддержки приемных семей, всегда готовы поддержать, найти правильный выход в непростой ситуации.

О мероприятиях Учреждения можно узнать на страницах в социальных сетях, а также по телефонам 497-36-05, 497-36-04.

Ждем Вас на наших мероприятиях!

 
Начальник отдела социально-психологической
 и правовой помощи, юрисконсульт
СПб ГБУ «Центр помощи семье и детям»
Шаманская Л.Н.
 
 
Всю информацию о мероприятиях Учреждения можно получить на нашей странице ВКонтакте:


Внимание! 06 июня 2024 приема не будет.



Хочу принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Куда идти и что делать?

В первую очередь проанализируйте свое желание. Появление ребенка – это, безусловно, радостное событие. Но достаточно ли вы осознаете всю ответственность? Хватит ли ваших сил, чтобы обеспечить достойную и благополучную жизнь ребенку? Достаточно ли у вас терпения? Помните, когда в доме появится новый член семьи, жизнь всех окружающих тоже кардинально изменится. Готовы ли к таким переменам ваши родные и близкие? От ваших действий зависит и судьба хрупкого человечка, который однажды уже прошел серьезное испытание – потерял кровных родителей. Семь раз подумайте и только после этого принимайте решение.

Подробнее

Обращаем внимание кандидатов в усыновители и опекуны

С 28 июля 2020 года в Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга возобновляется работа по приему граждан Российской Федерации, являющихся кандидатами в усыновители или опекуны, по вопросам рассмотрения необходимого пакета документов и постановки на учет в региональный государственный банк данных.

Вместе с тем, направления для личного знакомства с детьми, оставшимися без попечения родителей, выдаваться гражданам не будут, в связи с тем, что Дома ребенка и Центры содействия семейному воспитанию закрыты для посещения посторонними гражданами до особого распоряжения Главного санитарного врача Санкт-Петербурга.

Прием граждан будет осуществляться по предварительной записи (8(812)576-26-31, 8(812)576-26-33) согласно установленному графику в общественной приемной № 33: Вторник и четверг с 10.00 до 17.00, с перерывом на обед с 13.00 до 14.00.

Во исполнение рекомендаций Роспотребнадзора в целях профилактики распространения новой коронавирусной инфекции граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты.

 

ПАМЯТКА

  для оказания содействия родителю, ребенок которого был перемещен или удерживается на территории иностранного государства (Конвенция 1980 года)

Опека 1

 

ПАМЯТКА

по оказанию содействия родителю, ребенок которого находится на территории иностранного государства

(Конвенция 1996)

Опека 2

Основные направления работы органов опеки и попечительства

1. Выявление, ведение учета и определение формы устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих надлежащего воспитания и содержания в семье и нуждающихся в помощи государства.
2. Выявление, ведение учета и определение формы устройства совершеннолетних граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства.
3. Совместно с другими организациями и учреждениями системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних осуществление выявления неблагополучных семей на территории муниципального образования. Проведение профилактической работы с родителями, уклоняющимися от надлежащего исполнения родительских обязанностей.
4. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие детские сиротские учреждения.
5. Осуществление контроля дальнейшего передвижения несовершеннолетних в системе сиротских учреждений. Ведение совместной работы с детскими сиротскими учреждениями по защите законных прав и интересов несовершеннолетних, имеющих регистрацию места жительства на территории муниципального образования.
6. Осуществление защиты прав выпускников воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, проживающих на территории муниципального образования.
7. Осуществление систематического контроля исполнения опекунами и попечителями несовершеннолетних и совершеннолетних граждан, приемными родителями, состоящими на учете в органе опеки и попечительства муниципального образования, своих обязанностей.
8. Осуществление текущей работы с состоящими на учете опекунами, попечителями, приемными родителями.
9. Проведение подготовительной работы с кандидатами в опекуны, попечители, приемные родители или усыновители несовершеннолетних. Выдача заключения о возможности быть опекунами, усыновителями, приемными родителями.
10. Осуществление контроля проживания усыновленных детей в семьях усыновителей.
11. Формирование пакета документов и подготовка постановлений органа опеки и попечительства по следующим вопросам: 
o отобрание несовершеннолетних у родителей в порядке статьи 77 Семейного кодекса РФ;
o установление/прекращение опеки или попечительства над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей;
o установление/прекращение опеки или попечительства над совершеннолетними гражданами;
o назначение/прекращение выплаты пособий на несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечением;
o освобождение физических лиц от выполнения обязанностей опекуна или попечителя;
o изменение имени и фамилии ребенка в порядке статьи 59 Семейного кодекса РФ;
o управление имуществом граждан, признанных безвестно отсутствующими, в порядке статьи 43 Гражданского кодекса РФ;
o эмансипация несовершеннолетних в порядке статьи 27 Гражданского кодекса РФ;
o распоряжение имуществом несовершеннолетних, опекаемых и подопечных в порядке статьи 37 Гражданского кодекса РФ;
o охрана жилищных прав несовершеннолетних, опекаемых и подопечных в порядке статьи 292 Гражданского кодекса РФ;
o приватизация жилой площади с участием несовершеннолетних;
o обоснованность усыновления и его соответствие интересам усыновляемого ребенка в порядке статьи 125 Семейного кодекса РФ;
o изменение брачного возраста.
12. Проведение приема граждан по вопросам опеки и попечительства.

 
Консультации по проблемам в воспитании и обучении ребенка
Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Ребенка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нем личность. Если малыш не оправдывает ваших ожиданий, не надо его обвинять в этом, а спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.
Уважаемые родители!
Если у вас в семье имеются сложности и недопонимание в отношениях с вашим ребенком, если возникли проблемы с его воспитанием и обучением, вы можете обратиться за консультацией:
• в «Центр социальной помощи семье и детям Петроградского района», по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гатчинская, д. 35, литер А, тел./факс: (812) 573-98-35
• в центр «Здоровье» Петроградского района, по адресу: Санкт-Петербург, 197198, ул. Воскова, д. 9 - 11,  литера "А", т. 8-931-252-38-82, факс. 232-98-62.

 
Профилактика сиротства
Основной функцией органа опеки и попечительства является работа с несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей. Дети данной категории должны учитываться и состоять на контроле в органе опеки и попечительства по месту постоянного проживания.
Из детей данной категории, состоящих на учете в органе опеки и попечительства внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Чкаловское, 70 % являются социальными сиротами, т.е. оставшимися без родительской заботы и содержания при живых родителях.
Социальное сиротство - это явление, основными причинами которого являются социальные, экономические и нравственные проблемы общества. Все эти проблемы (в совокупности или самостоятельно) приводят к тому, что родители фактически бросают своих детей, и эти дети становятся социальными сиротами. Из опыта работы органа опеки и попечительства нашего района можно сделать вывод о том, что основными причинами социального сиротства являются:
1. злоупотребление родителями спиртными напитками
2. невысокий доход семьи
3. чрезмерная занятость родителей на работе
4. наличие большого количества бытовых проблем в семье
5. неумение и (или) нежелание родителей заниматься воспитанием, образованием и развитием своих детей
6. жестокое обращение с детьми (физическое или психологическое)
Имеются случаи и психического расстройства у граждан. Все эти причины приводят к тому, что подобные семьи становятся неблагополучными, а дети в них предоставлены сами себе и очень часто - неблагополучному окружению, или убегают из семьи.
Основную массу неблагополучных семей составляют семьи одиноких родителей, неполные или многодетные семьи, а также семьи, в которых один или оба родителя не имеют постоянной работы.
В настоящее время действует ряд законодательных актов, направленных на поддержание семей с детьми со стороны государства, среди них:
1. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"
2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
3. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 "Социальный кодекс Санкт-Петербурга»
Но, законодательно закрепленная государственная поддержка не снимает в целом проблему безнадзорности детей. Со временем отсутствие должного внимания со стороны родителей приводит к тому, что дети становятся сиротами при живых родителях, т.е. социальными сиротами.
В работе по предупреждению социального сиротства главную роль играет профилактика, эффективность которой зависит от времени выявления данной семьи, т.е. от того, сколько времени прошло с момента появления неблагополучия в семье. Важное значение в решении проблем семьи имеет своевременность выявления ситуации.
В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в эту систему входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
В соответствии с этим законом, специалисты отдела опеки и попечительства тесно сотрудничают с другими структурными подразделениями системы и проводят работу по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. Им оказывается помощь (в том числе юридическая, консультативная, педагогическая, материальная, психологическая), разъясняется действующее законодательство в части исполнения родительских обязанностей, защиты прав несовершеннолетних и меры ответственности за нарушение действующего законодательства.
С целью проведения профилактической работы специалисты отдела опеки и попечительства совместно с представителями других организаций и учреждений регулярно проводят обследования условий проживания несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, получают от соответствующих организаций информацию о том, нарушаются ли права детей в части образования, здравоохранения, материального обеспечения. Если факты нарушения выявляются, то принимаются меры, отвечающие законодательству. При этом обязательно проводятся беседы разъяснительного характера с несовершеннолетними о недопустимости совершения правонарушений, а с законными представителями несовершеннолетних о недопустимости нарушения прав ребенка. В ходе такой работы специалисты органа опеки и попечительства дают консультации детям и взрослым по различным вопросам, оказывают помощь в направлении граждан в другие интересующие их организации.
Информация о неблагополучных детях и семьях с детьми в отдел опеки и попечительства поступает из различных источников. Основная доля таких сообщений поступает из отделов полиции, учреждений образования и здравоохранения, а также от граждан. При поступлении подобной информации специалисты отдел опеки и попечительства незамедлительно ее проверяют. В случае подтверждения информации семья ставится на учет в ООиП муниципалитета, в отделе по делам несовершеннолетних (ОДН) Петроградского района. К работе с семьей привлекаются и другие организации системы профилактики. Целью данной работы является выявление и устранение причин и условий, порождающих беспризорность и неблагополучие в семье.
С целью усиления работы по раннему выявлению неблагополучных семей, Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся заседания, посвященные раннему выявлению семей данной категории. Для участия в таких мероприятиях приглашаются представители органов образования и здравоохранения района. В ходе проведения мероприятий особое внимание уделяется именно раннему выявлению семей с детьми в трудной жизненной ситуации.
Бывают случаи, когда дети попадают в условия, опасные для их жизни и здоровья. В таких ситуациях специалисты отдела опеки и попечительства обязаны отбирать детей из семьи (в порядке ст. 77 СК РФ) и направлять в суд исковое заявление о лишении родителей родительских прав. Такого рода исковое заявление может быть подано ООиП и в том случае, когда все профилактические меры в отношении родителей не дали результата, т.е. родители отказываются должным образом выполнять свои обязанности.
На территории нашего внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Чкаловское имели место случаи, когда несовершеннолетние помещались в детские учреждения на полное государственное обеспечение временно, без лишения родителей прав в отношении детей. Данные шаги были направлены именно на устранение причин безнадзорности несовершеннолетних.
К сожалению, профилактическая работа не всегда оказывает положительный эффект, и ребенок остается без попечения родителей. В этом случае именно орган опеки и попечительства занимается дальнейшим жизнеустройством ребенка. При этом приоритетной формой устройства является семейная, и мы делаем все возможное, чтобы дети, оставшиеся без попечения родителей, в дальнейшем воспитывались в семье

Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге http://www.spbdeti.org/

 
Формы устройства детей в семью
УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) – принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи. Является приоритетной формой устройства детей. Усыновление устанавливается гражданским судом. Это единственная форма устройства, при которой фамилия ребенка может быть изменена на фамилию усыновителей. Тайна усыновления ребенка охраняется законом. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к уголовной ответственности в установленном законом порядке. (Статьи 124-139 Семейного кодекса РФ).
ОПЕКА – принятие ребёнка в семью на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Практически опекун (попечитель) имеет все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и несёт ответственность за него до 18 лет. Обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства. Часто опека используется как промежуточная форма перед усыновлением.
ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя) Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 8 человек.  Приёмным родителям ежемесячно производятся выплаты на содержание приёмных детей, а также выплачивается вознаграждение. 
ПАТРОНАТ - форма воспитания ребёнка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Патронатному воспитателю может быть передано не более трех воспитанников любого возраста. Дети, передаваемые под патронат, продолжают числиться воспитанниками учреждения. Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребёнком соответствующего статуса. На содержание ребенка регулярно выплачиваются средства, согласно установленному в регионе нормативу. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж. Администрацией учреждения осуществляется постоянный контроль и отчетность за расходованием денежных средств, выделенных для воспитания и содержания детей. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах. 
Дети, находящиеся под опекой (попечительством) или в приемных семьях, могут быть усыновлены только с согласия опекунов (попечителей) или приемных родителей, а также при согласии ребенка, если он достиг возраста 10 лет. В случае неисполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, органы опеки и попечительства вправе снять опеку (попечительство), расторгнуть договор и передать детей на усыновление, опеку (попечительство), в приемную семью других граждан.

 
Что такое приемная семья?
Согласно ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление или удочерение является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, не все дети, учитывая их возраст, состояние здоровья, правовой статус и пр., могут быть переданы на усыновление или под опеку.
          Эти причины и сложившаяся сегодня социально-экономическая ситуация в обществе определила актуальность развития института приемной семьи.
          Что такое приемная семья? Это такая форма устройства детей, лишенных родительского попечения, при которой заключается соглашение между отделом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка из сиротского учреждения на воспитание в семью).
          Соглашение содержит права и обязанности, срок действия, условия расторжения и т. д. Приемные родители берут на себя обязанность заниматься воспитанием ребенка, заботиться о его здоровье и развитии, организовывать обучение, готовить его к самостоятельной жизни и т.д. Органы опеки производят оплату труда приемных родителей, выплачивают пособие на содержание приемного ребенка, осуществляют контроль над условиями жизни и воспитания и т.д.
          Устройство на воспитание в семью несовершеннолетнего ребенка от 11 до 16 лет – сегодня самая острая проблема. У этих детей есть собственный опыт жизни, поэтому оказаться в чужой семье им так же страшно, как и взрослым, которые берут к себе подростка. Однако такие дети еще больше нуждаются в любви и понимании, им необходима помощь в приобретении профессии, поддержка при вступлении во взрослую жизнь, забота взрослых, умудренных жизненным опытом и способных вовремя предостеречь от необдуманных поступков.
 
В случае желания взять ребенка в семью Вам необходимо пройти школу приемных родителей, опекунов, усыновителей на базе СПБ ГБУ «Центр Помощи семьи и детям» по адресу: СПБ, ул. Малая Посадская, д. 3, лит А, тел. 497-36-04, 497-36-05, 497-36-18 или СПб ОБФ «РОДИТЕЛЬСКИЙ МОСТ» (Россия, Санкт-Петербург, улица Моховая 30 (второй двор).  телефон Службы подготовки родителей: 716-16-69 (+7 (901)3161669). электронная почта: info@rodmost.ru 
 
Направление на обучение в школе приемных родителей, опекунов, усыновителей и заключение о возможности быть кандидатом в опекуны, попечители, приемные родители, усыновители Вы можете получить в отделе опеки и попечительства по месту Вашей регистрации.