10 марта 2024 года в выставочном пространстве «ART FEO» храма Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге в память 300-летия дома Романовых (Феодоровский собор) открылась выставка «Виктор Вотский-скульптура»
10 апреля 2024
Эту выставку можно считать продолжением цикла выставок скульптуры, посвященных ВЕЧНЫМ ЦЕННОСТЯМ.
Первая выставка именно с этим названием проходила в Государственном музее городской скульптуры осенью 2018 года, вторая, «Застывшие боги», состоялась в Государственном музее истории религии летом 2019 года. Скульптура на этих выставках - это одновременно и вдохновение, и разочарование, и радость воплощения, сопутствующие рождению произведения искусства. Десять заповедей, как мы помним, были начертаны Господом на каменных скрижалях. Все это в совокупности определило название третьей выставки «МОЛИТВА В КАМНЕ» в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге в память 300-летия дома Романовых (Феодоровский собор) в ноябре 2019 г., где были представлены работы семи авторов:
-
Светланы Мельниченко,
-
Василисы Карповой,
-
Наталии Карповой,
-
Бориса Сергеева,
-
Левы Бейбутяна,
-
Тарасия Трошина,
-
Виктора Вотского (Гаврилова).
После слова «камень» можно было бы поставить многоточие, которое предполагает продолжение – в бронзе, в дереве, именно в этих материалах и представлены работы Виктора Вотского (Гаврилова).
На выставке в Феодоровском соборе, будет представлено всего около двадцати произведений Виктора Вотского (Гаврилова)- автора, который был прихожанином храма.
Работы в основном посвящены различным религиозным и библейским сюжетам, христианским подвижникам (например, Посвящение Льву Егорову, материнству, миру, так центральной работой выставки стало «Распятие» - проект памятника жертвам терроризма.
На презентации одного из проектов директор творческой студии современного христианского искусства «ART FEO» Ярослав Стародубцев пояснил: «Выставочная площадка «ART FEO» – это место диалога религии и культуры. Сейчас культуру и Церковь пытаются представить, как несовместимые вещи. На самом деле они призваны к соработничеству».
Виктор Александрович Гаврилов (30.03.1959-10.03.2022) родился. на Урале, в городе Воткинске (отсюда его творческий псевдоним – Вотский).
В 1992 г. окончил Санкт-Петербургское Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Был принят в Союз художников России и Союз дизайнеров России – в 1996 и 1998 гг. соответственно. В 2004 г. Виктор Александрович защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) по теме «Пластические новации в скульптуре ХХ века», его научным руководителем была доктор философских наук профессор Т.Е. Шехтер. В 2004– 2007 гг. Гаврилов входил в правление Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, в 2010–2013 гг. – в правление Санкт-Петербургского Союза художников. В 2007–2009 гг. являлся доцентом кафедры искусствоведения СПбГУ, с 2009 г. – доцентом, а с 2014 г. заведующим кафедры дизайна интерьера Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. С 2011 г. Виктор Гаврилов был постоянным членом экспертной группы по вопросам монументально-декоративного искусства при Градостроительном совете Правительства Санкт-Петербурга. В своих произведениях Виктор Александрович использовал дерево, гранит и металл – символ связи с традицией, а также люминофорные материалы – это уже обращение к будущему, в большей степени связанное с эфемерным, виртуальным, дигитальным. Мастер активно обращался к современным технологиям, применяя в творчестве 3D-моделирование и лазерное форматирование.
Установленные работы в г. Санкт-Петербурге
2010 – I Симпозиум по городской скульптуре в Санкт-Петербурге посвященный году Франции в России (на конкурсной основе) - скульптурная композиция «Поцелуй душ» (гранит) 2.1х1.2х1,0м.; установлена на пересечении проспектов Заневского и Шаумяна.
2011 – II Санкт-Петербургский симпозиум по городской скульптуре (гранит) посвященный году ИТАЛИИ и ИСПАНИИ в России (на конкурсной основе) – вторая премия, скульптурная композиция «ВЕНЕЦИЯ» установлена в Малоохтинском парке на Новочеркасском пр. 12.
2012 – III Санкт-Петербургский симпозиум по городской скульптуре посвященного году России (на конкурсной основе) - скульптурная композиция «Преломление пространства», полированная сталь; 2,7х3,3х3,3м.; установлена на территории Санкт-Петербургского Яхт-клуба; Петровская коса 9.
2013 – IV Симпозиум по городской скульптуре посвященного 310 летию Санкт-Петербурга (на конкурсной основе) – архитектурно-декоративная композиция «Скорость» установлена в парке «Нева» Санкт-Петербург, Красногвардейский район, на пересечении шоссе Революции и Пискаревского проспекта. Материал сталь, краска. Размер: 2.3х1.2х1.4м.
2014 – V Симпозиум по городской скульптуре по теме «Балтийский образ» (на конкурсной основе) - архитектурно-декоративная композиция «Конькобежец» установлена в парке «Нева» Санкт-Петербург, Красногвардейский район, на пересечении шоссе Революции и Пискаревского проспекта. Материал сталь, краска. Размер: 2.0х1.8х1.4м.
Виктор Александрович регулярно принимал участие в архитектурных кон курсах, где неоднократно занимал призовые места.
Так несколько арт-объектов В.А. Вотского (Гаврилова) участвовали во всероссийском конкурсе для Олимпийского Парка скульптур в г. Сочи. Из 2200 работ было отобрано 68 , в том числе 5 работ автора: «Конькобежец», «Фигурное парное катание», «Победитель», «Хоккеист» и «Керлинг» В 2018 году за проект «Поединок», созданный в соавторстве с Чернышевым В.В.(архитектор) и Емельяновой А.О.(визуализатор), стал победителем открытого архитектурного конкурса по созданию тематических объектов благоустройства с размещением в центральных районах малых архитектурных форм, символизирующих историю и культуру Санкт-Петербурга, в тематической категории «Архитектурный облик города – традиции Ленинградского авангарда». По результатам открытого архитектурного конкурса по созданию тематических объектов благоустройства с размещением малых архитектурных форм на территории Санкт-Петербурга «Единство формы и пространства» в 2019 году, организованного Комитетом по градостроительству и архитектуре, объемно-пространственная композиция «АвангАРТ» Гаврилова В.А. (скульптор) Пашковского С. В. (графика) отдельно отмечена жюри конкурса и вошла в число рекомендованных работ участников конкурса к размещению на территории Санкт-Петербурга.
В 2020 году по итогам Международного открытого архитектурного конкурса на эскизный проект памятника композитору Петру Ильичу Чайковскому, организованного Комитетом по градостроительству и архитектуре при содействии ФГБУК «Государственный академический Мариинский театр», работа авторского коллектива Гаврилова В.А. (скульптор), Чернышева В. В. (архтектор), Тукач А. С. (визуализация проекта) также заняла одно из двух первых мест.
Виктор Александрович был участником более 200 выставок, в том числе, в социально значимых проектах, в России, Дании, Нидерландах, Италии и Франции. В их числе – «Петербург»,»Диалоги» с 1997 по 2011 г.г., «Образ и форма» (Этнографический музей, 1998 г.), JUNWEX (ЦВЗ «Манеж», 1999 г.), Биеннале дизайна «Модулор» (Санкт-Петербург, 1999– 2013 гг.), Carrousel du Louvre Salon SNBA (Париж, Лувр, 2003 г.), «Ювелирный авангард» и «Пластика в металле и камне» (Эрмитаж, 2002, 2015 гг.), «Бумажная скульптура», «Структуры», «Императорские сады России», «Пейзаж в скульптуре» (Русский музей, 2013, 2015-2017, 2021 гг.), «Новые идеи для города - «Вода в городе»» (Музей городской скульптуры, 2021 г.), I Биеннале христоцентричного искусства. (Москва, 2021 г.). Международного выставочного проекта Good Wood, проекта «Сквозь проспект» 2021-2022 г.г. (Невский проспект, г. Санкт-Петербург)
Работы Виктора Вотского, художника, преподавателя с большим педагогическим стажем, воспитывавшего подрастающее поколение, научного исследователя, необычные и запоминающиеся – были высоко оценены современниками. Они находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Русского музея, Московского музея современного искусства, в частных собраниях российских и зарубежных коллекционеров, были установлены в г. Санкт-Петербурге, в Ленинградской области, г. Новосибирске.
Последним воплощенным проектом стали две кафедры для чтецов в верхнем храме собора Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в г. Санкт-Петербурге в 2022 г., прихожанином которого Виктор был с 2012 г.
Выставка скульптуры «МОЛИТВА В КАМНЕ» будет проходить по адресу Федоровский собор, Санкт-Петербург, ул. Миргородская, д. 1-В
с 10.03.2024 по 12.05.2024 г.
Открытие состоялось 10.03.2024г. в 13 часов, хоры верхнего храма (3 этаж).
Открыто: суббота и воскресенье с 12 до 18 ч.
Подробности: feosobor.ru