23 января в Экспозиционно-выставочном комплексе Горэлектротранса к 80-летию снятия блокады откроется выставка «Рабочий рубеж»
22 января 2024
Выставка, подготовленная совместно с Музеем Оранэлы, расскажет о быте блокадных трамвайщиков и военной истории Стрельнинской трамвайной линии
Выставка «Рабочий рубеж» о работе трамвайщиков в военные годы подготовлена Горэлектротрансом совместно с Музеем Оранэлы и приурочена к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Выставочное пространство объединит в себе серию композиций: кабинет «командира блокадного трамвая» М.Х. Сороки, рабочее место служащего трамвайного депо, военную и послевоенную историю Стрельнинской линии, связанную с личностью главного инженера трампарка на пр. Стачек Л.Г. Питкянена.
Новая выставка в Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ расскажет о героическом труде ленинградских трамвайщиков в блокадные годы и познакомит с их военным бытом. Первая выставочная зона проиллюстрирует рабочее место слесаря в трамвайном депо. Посетители смогут увидеть колеса троллейбусов, трамвайную тележку, верстак, рабочие инструменты, мебель и другую обстановку суровой блокадной поры.
Особое место в экспозиции займут материалы, хранящие память о нелегкой участи Стрельнинской трамвайной линии – знаменитой Оранэлы. С началом войны она оказалась в самом пекле обороны Ленинграда. Линия фронта прошла по реке Дудергофке в районе современного проспекта Маршала Жукова. И уже 15 сентября 1941 года, после ожесточенных бомбежек и обстрелов, движение трамваев в сторону Стрельны замерло. По указанию штаба обороны города из трампарка им. Котлякова на проспекте Стачек (ныне – Трамвайный парк №8) вывели загруженные балластом трамвайные вагоны, которыми перегородили Петергофское шоссе и трамвайные пути. «Вместе с вагонами, расположенными на заградительной линии против парка, эта своеобразная баррикада насчитывала 100 единиц подвижного состава», – вспоминал главный инженер трамвайного парка им. Котлякова Леонид Германович Питкянен.
Леонид Питкянен был среди участников послевоенного восстановления Стрельнинской линии. Важной частью новой выставки станут фотографии и личные вещи этого заслуженного трамвайщика: тужурка и фуражка военного времени, книги, копии статей, написанных им для корпоративной газеты «Ленинградские магистрали» и других изданий. Все эти уникальные материалы, связанные с историей Стрельнинской линией, для выставки предоставил Музей Оранэлы. Подготовка совместной выставки велась в рамках соглашения о сотрудничестве между СПб ГУП «Горэлектротранс» и Музеем Оранэлы.
В другой выставочной зоне гости Экспозиционно-выставочного комплекса смогут увидеть рабочий кабинет «командира блокадного трамвая» М.Х. Сороки. Михаил Хрисанфович руководил Трамвайно-троллейбусным управлением Ленинграда в годы войны, и с его именем связаны важнейшие события в истории блокадного трамвая. 2023 год прошёл под эгидой 120-летия самого известного руководителя ТТУЛ. В экспозиции воссоздали атмосферу рабочего кабинета М.Х.Сороки, где можно познакомиться с этапами его профессиональной деятельности, а также осмотреть предметы его личного и рабочего быта.
Также в подготовке выставочной экспозиции принял участие музей "Боевой путь 3-й краснознаменной гвардейской дивизии народного ополчения - 44-й чудовской краснознаменной стрелковой дивизии" гимназии №70. Атмосферу выставки «Рабочий рубеж» дополняют переданные школьным музеем предметы: походная печь и примус. Также на выставке будут представлены документы ополченцев из фонда музея.
Выставка «Рабочий рубеж» будет работать в Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ с 23 января до 31 марта.
Программа торжественно-памятных мероприятий
Экспозиционно-выставочный комплекс городского электрического транспорта (Средний пр. В.О. д. 77)
10:00 - возложение цветов к мемориальной доске, посвященной подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда, на Среднем пр. В.О., д.79.
10:10 - торжественное открытие выставки «Рабочий рубеж». Совместная с Музеем Оранэлы выставка посвящена быту и работе тружеников Трамвайно-троллейбусного управления в военное время. На ней покажут рабочий кабинет «командира блокадного трамвая» М.Х. Сороки, рабочее место слесаря трамвайного депо, а также расскажут об истории Стрельнинской линии – знаменитой Оранэлы, послевоенное восстановление которой связано с именем главного инженера трампарка на пр. Стачек Л.Г. Питкянена.
10:20 - праздничный концерт, приуроченный к празднованию 80-летия освобождения Ленинграда. Вступительное слово директора СПб ГУП «Горэлектротранс» Дениса Минкина. Прозвучат стихотворения о войне и блокаде в исполнении детей, а также музыкальные композиции в исполнении Оркестра Штаба Западного военного округа.
11:30 – парад трамваев военной эпохи. В торжественном выезде из ворот исторического Василеостровского трамвайного парка примут участие трамваи времен войны – подлинные вагоны модели МС, а также реплики знаменитой модели ЛМ-33. Трамваи поедут по двум маршрутам, колонна разделяется на ул.Куйбышева. В вагоне МС по удлиненному маршруту до пл.Тургенева поедут реконструкторы, в этом вагоне также возможен проезд СМИ.
· Маршрут движения №1 для праздничной колонны - трамвайный поезд из МС и двух ЛМ-33:
Средний пр., В.О., д.77 – Средний пр. В.О. - Кадетская линия – Тучков мост – пр. Добролюбова – Кронверкский пр. – ул. Куйбышева – ул. Чапаева – ул. Мира. В обратном направлении трамваи проследуют по той же трассе.
· Маршрут движения №2 для трамвая МС:
Средний пр., В.О., д.77 – Средний пр. В.О. - Кадетская линия – Тучков мост – пр. Добролюбова – Кронверкский пр. – ул. Куйбышева – Сампсониевский мост – Финлиндский пр. – ул. Академика Лебедева – Литейный мост – Литейный пр. – Инженерная ул. – Садовая ул. – пл. Тургенева. В обратном направлении трамвай проследует по той же трассе.
Для СМИ возможен проезд внутри трамвая МС вместе с реконструкторами по удлиненному маршруту.