ВМО МО Чкаловское

Внутригородское муниципальное образование города федерального значения Санкт-Петербурга муниципальный округ Чкаловское

Экологическое просвещение

08 апреля 2025

Негативные последствия подкормки синантропных видов птиц

Уважаемые жители внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Чкаловское!

Напоминаем Вам о негативных последствиях подкормки синантропных видов птиц!

Синантропные птицы включают в себя разнообразные виды, которые успешно адаптировались к жизни в городской среде и близости к человеческим поселениям. Вот некоторые из наиболее распространённых синантропных птиц:

  1. Сизый голубь (Columba livia) – один из наиболее заметных и известных городских птиц, часто встречается в городских парках и на площадях;
  2. Домовой воробей (Passer domesticus) – маленькая птица, которая обычно живёт вблизи человеческих жилищ и питается крошками и другими пищевыми отходами;
  3. Черный стриж (Apus apus) – птица, которая часто использует высотные здания для гнездования и ловит насекомых в воздухе;
  4. Деревенская ласточка (Hirundo rustica) – обитает вблизи сельскохозяйственных построек и в городских районах, где строит свои гнёзда из глины под крышами и на стенах зданий;
  5. Большая синица (Parus major) – хоть и не так сильно связана с человеком, как другие синантропные виды, всё же часто встречается в городских парках и садах;
  6. Грач (Corvus frugilegus) и другие виды ворон – эти птицы часто приспосабливаются к городской среде, используя различные человеческие сооружения для гнездования и питаясь отходами;
  7. Черная ворона (Corvus corone) и Серая ворона (Corvus cornix) – также часто встречаются в городах, питаются практически всем, что могут найти в мусорных баках или на улицах.

В последние годы отмечается заметное увеличение относительной численности серых ворон, выражающееся в том числе в возрастании плотности гнездования птиц. Напоминаем, что серая ворона относится к числу синантропных видов, то есть обитающих рядом с человеком, и ее численность в городе обусловлена наличием кормовой базы. В то же время концентрация большого количества птиц на отдельных территориях также обусловлена постоянной подкормкой жителями города.

Проведение каких-либо мероприятий по уменьшению количества птиц путем их уничтожения не приведет к желаемому результату. В условиях наличия достаточного количества пищи количество ворон уменьшаться не будет, место уничтоженных птиц в короткий срок будет занято другими особями. Вороны очень быстро восстанавливают свою численность в благоприятных для себя местах за счет увеличения количества птенцов в гнездах, перемещения из других районов и других поведенческих особенностей.

Агрессия со стороны ворон по отношению к людям, как правило, проявляется в районе расположения гнезд в период вылета из них птенцов (в Санкт‑Петербурге примерно с середины мая по начало июня). Взрослые вороны, защищая свое потомство, нападают на всех, кто, по их мнению, может представлять потенциальную угрозу птенцам. В результате таких нападений даже взрослый человек может испугаться и получить травмы.

Деревья, расположенные на огороженных, зачастую охраняемых территориях детских образовательных учреждений, являются привлекательным местом для обустройства воронами своих гнезд, так как на данных территориях отсутствует целый ряд беспокоящих факторов. Для уменьшения количества гнезд на отдельных территориях необходимо проводить мероприятия по кронированию деревьев.

Однако данный метод направлен лишь на борьбу со скоплениями ворон на отдельных территориях и не решает проблему в целом. Снижения численности серой вороны можно добиться путем сокращения кормовой базы, в том числе своевременным вывозом бытовых отходов, в составе которых содержатся пищевые отходы. Кроме того, целесообразно использование недоступных для птиц мусорных «урн» (например с боковым отверстием).

Дополнительно возможно применение и других методов борьбы со скоплениями ворон, например использование различных способов отпугивания птиц с отдельных территорий, где присутствие птиц наиболее нежелательно (звуковые отпугиватели, гели-отпугиватели, биореппеленты и т.п.), включая период перед наступлением сумерек, чтобы птицы не оставались на ночевку.

Синантропные птицы стали неотъемлемой частью городской среды, адаптировавшись к жизни рядом с человеком. Хотя они играют определенную роль в экосистеме города, их присутствие может создавать ряд проблем. От загрязнения городских территорий до потенциального распространения заболеваний - эти вопросы требуют внимания и профессионального подхода.

Не кормите голубей и ворон это способствует избыточному размножению птиц, разносу болезней, препятствует естественному отбору, нарушая, таким образом, природные механизмы регуляции популяции!



Неблагоприятные метеорологические условия – не просто слова!

В соответствии с Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» неблагоприятные метеорологические условия – это метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха.

При возникновении НМУ возможно ухудшение качества атмосферного воздуха в населенных пунктах.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ утверждены приказом Минприроды России от 28.11.2019 No 811.

Предприятия и организации, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I, II и III категорий, при получении прогнозов НМУ обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов в атмосферу в течение срока, указанного в прогнозе.

Каких-либо исключений в зависимости от степени опасности НМУ законом не предусмотрено.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух должны быть согласованы с уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим региональный государственный экологический надзор (на территории Санкт-Петербурга – Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности).

Более подробную информацию о требованиях к порядку разработки и согласования плана мероприятий

можно найти на сайте Комитета по природопользованию(https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/ecology/gosuslugi/soglasovanie-meropriyatij- po-umensheniyu-vybrosov-vrednyh-zagryaznyayu/).

За неисполнение обязанности по разработке, согласованию и выполнению мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ виновные лица несут ответственность по ст. 8.1 КоАП РФ (штраф на юридических лиц – от 20 до 100 тыс. руб).


Осознанная забота о любимцах

Мусорные приметы в 21 веке

Сбор опасных отходов

Брошюра Как сортировать отходы



Экологическое просвещение - это распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе. Целью экологического образования и просвещения является формирование активной жизненной позиции граждан и экологической культуры в обществе, основанных на принципах устойчивого развития.

В статье 42 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина «на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды провозглашается соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 3) и закрепляется право граждан направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания и мерах по ее охране (ст. 11).


В статье 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» записано, что не могут быть отнесены к государственной тайне и засекречены сведения: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии. Муниципальные общедоступные библиотеки, в соответствии с положениями ФЗ «Об охране окружающей среды» (ст. 71, ст. 74), в целях формирования экологической культуры общества, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов, профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды:

1. осуществляют информационное обеспечение экологического просвещения населения посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды, использовании природных ресурсов, в том числе путем информирования населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательства в области экологической безопасности;

2. распространяют экологические знания в рамках системы всеобщего и комплексного экологического образования, что включает:

- разработку и проведение образовательных программ и циклов по экологии;

- организацию и проведение экологических и природоохранных акций;

- воспитание экологической культуры;

- эколого-краеведческую работу;

- формирование экологической культуры

- методическую поддержку работы библиотек по экологическому просвещению.

- 16 ноября - День отказа от курения (третий четверг ноября).

О введении административной ответственности за осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности без комплексного экологического разрешения

С 01.01.2019 года Кодекс об административных правонарушениях дополнен новой нормой – статьёй 8.47 КоАП РФ. Нововведения касаются правоотношений, связанных с охраной окружающей среды. Осуществление хозяйственной или иной деятельности, которая будет оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду в отсутствие установленного законом разрешения, если наличие такого разрешения является обязательным, повлечет за собой наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 тысяч рублей до 10 тысяч рублей, на юридических лиц – от 50 тысяч рублей до 100 тысяч рублей.

Производственный экологический контроль

С 1 января 2019 года хозяйствующие субъекты, которые ведут деятельность на объектах I, II и III категории негативного воздействия на окружающую среду, должны осуществлять на таких объектах производственный экологический контроль (ПЭК).

Программа производственного экологического контроля должна содержать сведения:

- об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;

- об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;

- об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;

- о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;

- о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах);

- о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. \

Отчет об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Отчет предоставляется в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга или в Департамент Росприроднадзора по СЗФО, в зависимости от уровня экологического контроля предприятия. Подробные требования по ПЭК отражены в приказах Минприроды России № 261 от 14.06.2018 и № 522 от 16.10.2018.

В случае нарушения перечисленных требований законодательства и непредставления отчета до 25 марта 2019 года, виновное лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ (Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов) и ст. 8.5 КоАП РФ (Сокрытие или искажение экологической информации).

Формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно статье 10 пункту 1 подпункту 44 Закона Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 года № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится осуществление экологического просвещения, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Экологическое просвещение. Указом Президента РФ от 19.04.2017 №176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.

Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:

- принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата;

- формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;

- лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;

- нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;

- внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;

- государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социально-гигиенический мониторинг;

- создание системы экологического аудита;

- стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;

- создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;

- обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.

Информация об экологических сайтах.

Ecocom — все об экологии

http://www.ecocommunity.ru/

FacePla.net — экологический дайджест позитивной информации об экологии и технологии

http://facepla.net/

Saveplanet.su – «Сохраним планету»

http://www.saveplanet.su/

Всемирный фонд дикой природы (WWF)

http://wwf.panda.org/

Гринпис России

http://www.greenpeace.org/russia/ru/

Министерство природных ресурсов России

http://www.mnr.gov.ru/

В природоохранное законодательство входят Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.

В подсистему природоресурсного законодательства входят:

Земельный кодекс РФ (ФЗ № 136 от 25.10.2001 г.),

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»,

Лесной кодекс РФ (ФЗ № 200 от 04.12.2006 г.),

Водный кодекс РФ( ФЗ № 74 от 03.06.2006 г.),

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», а также другие законодательные и нормативные акты субъектов РФ.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка. Конституция РФ вводит в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ч. 1 ст. 9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2 ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.

Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Конституции РФ конкретизируется в источниках экологического права.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В Законе закрепляются следующие правовые положения:

  • основы управления в области охраны окружающей среды;
  • права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды;
  • экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;
  • нормирование в области охраны окружающей среды;
  • оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза;
  • требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности;
  • зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;
  • государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг);
  • контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль);
  • научные исследования в области охраны окружающей среды;
  • основы формирования экологической культуры;
  • международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Охрана здоровья и обеспечение благополучия человека — конечная цель охраны окружающей природной среды. Поэтому в законодательных актах, направленных на охрану здоровья граждан, экологические требования занимают ведущее место. В этом смысле источником экологического права служит Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он регулирует санитарные отношения, связанные с охраной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды — производственной, бытовой, природной. Экологические требования, выраженные в статьях Закона, одновременно являются и источниками экологического права. Например, на охрану здоровья и окружающей природной среды направлены нормы Закона о захоронении, переработке, обезвреживании и утилизации производственных и бытовых отходов и т. д.

Другим источником экологического права служат Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ. В нем есть норма, обеспечивающая экологические права граждан. Так, ст. 18 говориться, что: « Каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды…»

Правовые нормы по охране природы и рациональному природопользованию содержатся и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Федеральный закон «О животном мире» и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства РФ также является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

Природоохранительные министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетенции. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами.

Немаловажную роль играют нормативные правила — санитарные, строительные, технико-экономические, технологические и т. д. К ним относятся нормативы качества окружающей среды: нормы допустимой радиации, уровня шума, вибрации и т. д. Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не рассматриваются как источники права. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции и публикации в газете «Российские вести».

Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом РФ, по недрам — Законом РФ «О недрах», водопользованию — Водным кодексом РФ, по использованию животного мира — Федеральным законом «О животном мире», по окружающей природной среде — Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В основе такого разделения правового регулирования лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется Указом Президента РФ о федеральных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В случае наличия противоречия между нормативными актами субъектов Федерации и статьями федеральных законов первые подлежат отмене указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ. Помимо специальных нормативно-правовых актов экологического содержания в последние годы широко используется экологизация нормативных актов, регулирующих экономическую, хозяйственную и административную деятельность предприятий. Под экологизацией понимают внедрение экологических требований в нормативно-правовые акты неэкологического содержания. Необходимость такого процесса объясняется тем, что экологические законы не всегда могут напрямую касаться хозяйствующих субъектов, занятых в различной сфере производства.

Уважаемые жители! Берегите природу и ее экологическое состояние!

Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресур- сов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружаю- щей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континен- тальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.

Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих законах:

Общие законопроекты.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).

Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.98 № 113-ФЗ.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ.

Законопроекты по экологической безопасности.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ.

Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 №б8-ФЗ.

Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 № 86-ФЗ с изменениями от 12.07.2000 № 96-ФЗ.

Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.94 № 49-ФЗ.

Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.97 № 109-ФЗ.

Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (с изменениями от 30.12.01).

Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.98 № 89-ФЗ (с изменениями от 29.12.2000 № 169-ФЗ)

Законопроекты по радиационной безопасности населения.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.95 № 170-ФЗ (с изменениями от 28.03.02 № 33-ФЗ).

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.96 № 3-ФЗ.

Федеральный закон «О финансировании особо радиационно- опасных и ядерно-опасных производств и объектов» от 03.04.96 №29-ФЗ.

Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.

Законопроекты по природным ресурсам

Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ.

Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.95 № 167-ФЗ.

Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.98 № 71 -ФЗ (с изменениями от 07.08.01 № 111-ФЗ).

Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.99 № 94-ФЗ (с изменениями от 30.12.2000).

Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.01 № 136-ФЗ.

Федеральный закон «Об индексации ставок земельного налога» от 14.12.01 № 163-ФЗ.

Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ.

Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.96 № 4-ФЗ.

Федеральный закон «О недрах» от 03.03.95 № 27-ФЗ (с изменениями от 08.08.01).

Федеральный закон «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» от 21.07.97 № 112-ФЗ.

Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97 № 22-ФЗ.

Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.12.95 № 26-ФЗ.

Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 169-ФЗ.

Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ.

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.98 № 155-ФЗ.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. от 08.08.01).

Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.01 № 49-ФЗ.